Десять лет назад ушёл из жизни Николай Арестович Морозников. Тем, чей читательский стаж составляет десятилетия, хорошо знакомо это имя. На его репортажи с полей и ферм, актуальнейшие материалы о жизни селян, с душой написанные очерки о людях-тружениках, читатели «Авангарда» (ставшего в 90-е «Угличской газетой») обращали внимание в первую очередь. Читали и перечитывали. Помним мы его как талантливого журналиста, автора ярких публикаций, как заместителя главного редактора, но в первую очередь – как прекрасного человека, чья душа болела за село, за людей.
Вот как он сам о себе писал:
«Несколько строк о себе. Мой путь в журналистику начался, считаю, с подаренной родителями на мое четырнадцатилетие «Смены-8». Именно фотография научила меня, осмысливая события, выделять главное.
За своё чрезмерное увлечение фотографией – снимать везде, снимать всегда – ещё в том юном возрасте получил прозвище «Пресса». Хотя первая опубликованная фотография, в газете «Авангард», увидела свет лишь в ноябре 1967 года. Потом были публикации в армейской газете «На боевом посту», дружба с которой у меня началась после того, как, выполняя приказ начальника штаба нашего военно-строительного отряда, где я заведовал солдатским клубом, подготовил серию снимков со смотра песни и строя. Просмотрев готовые отпечатки, мой воинский шеф, даже не спросив на то согласия, отправил их в редакцию, откуда вскоре мне пришли гонорар и предложение к сотрудничеству. Так стал внештатным корреспондентом. Вначале посылал в редакцию фотоэтюды лирического плана – «Письмо домой», например, «Солдаты на отдыхе», – а затем стал посылать репортажные снимки, с кратким описанием событий.
Наше сотрудничество с редакцией прервалось после моей демобилизации из армии. Хотя меня и направляли в Львовское высшее военно-политическое училище по подготовке военкоров, но дома ждала жена с трёхгодовалым сыном. И я вернулся в Углич к своей специальности сборщика часов. Однако на сборке проработал недолго. Прочитав в газете «Авангард» объявление о конкурсе на вакантную должность фотокорреспондента, отнёс туда на просмотр свои снимки. Ответ не заставил себя ждать, и 16 сентября 1971 года я приступил к обязанностям фотокорреспондента. Первым материалом в газете стал фоторепортаж о работниках леса в канун их профессионального праздника…»
Эти строки – отрывок из воспоминаний Николая Арестовича, опубликованных в вышедшей в 2006 году книге «Углич 100 лет с газетой».
А вот что вспоминают о нём коллеги и близкие…
Жизнерадостный трудяга
Сорок лет отдал газете замечательный человек – фотокорреспондент, журналист, а позднее заместитель редактора Николай Арестович Морозников. Его душа поистине была отдана селу, так он любил деревенскую тематику, людей от сохи… На работу он являлся раньше всех и до нашего прихода успевал обзвонить множество колхозов, узнать все новости. Его везде знали, ему везде радовались, куда бы он ни приезжал, – он был весёлым человеком, душой компании, переживающим за селян.
К тому же Арестович был настоящим мужиком, умевшим и приготовить очень вкусные блюда на наши редакционные праздники-посиделки, и что-то починить-прибить (у него в кабинете, помимо всего прочего, был ящик с инструментами), и собрать богатый урожай у себя на участке… Он охотно делился как секретами земледелия, так и подходом к написанию материала. Нельзя не отметить и тот факт, что, когда появилась возможность обеспечить компьютерами журналистов, Николай Арестович, невзирая на немолодой возраст и трудности освоения программ, с живым интересом взялся за это дело и вскоре отлично овладел им. Таким – жизнерадостным трудягой – он и остался в моём сердце.
Надежда ЛОЖКОМОЕВА
* * *
Памяти Н.А. Морозникова
Мы Морозникова нынче проводили,
И теперь его уж с нами нет.
Много добрых слов все говорили,
Только жаль, что это все – вослед.
Не придет он, хитро улыбнувшись,
И не спросит больше: «Как дела?»
Но я помню: вот идет он. Обернувшись,
Крикнет: «Не хворай!» из-за угла.
Но по жизни был он трудоголик:
Успевал и снять, и написать…
Единица, а супруга – нолик.
Вместе же – десятка. Рассказать,
Как они умели потрудиться,
А потом на славу отдохнуть?
Летом им, конечно же, не спится –
Кучу дел осилить, провернуть…
Журналист от Бога, освещал он
Сельскую тематику всегда.
Нет в районе ни одной деревни,
Где не побывал он никогда.
Человек открытый и веселый,
Мог разговорить любого он.
Ждали Арестовича в селах –
Кто напишет о проблемах, коль не он?
И сейчас весною на страницах
Нет уж информации «с полей».
Кажется, невеселы и птицы,
Не увидит он прилета журавлей.
Не помашет больше нам рукою,
Не взъерошит головы внучат.
«Да, – вздохнут, – бывает жизнь такою…»
Только в горле ком, и многие молчат.
Добрый он мужик был и сердечный,
И его никем не заменить.
В памяти останется навечно
Тот, чей труд всегда будем ценить.
Надежда ЛОЖКОМОЕВА
6 апреля 2012 г.
Помнил всех – от председателя до тракториста
Вообще, первые месяцы работы в газете меня поражало и восхищало практически всё. Я с благоговением и «священным трепетом» относилась к каждому слову, сказанному другими корреспондентами. А Николая Арестовича Морозникова так просто боялась. Он мне казался жутко суровым и строгим, и половину рабочего времени я занималась тем, что старалась не попадаться ему на глаза. Талантливый, он работает уже много лет, помнит всех колхозников от председателя до тракториста и имеет поразительное чутьё на интересные события, но строгий.
И только где-то через год я поняла, насколько ошибочно было моё мнение! Весёлый, внимательный, очень рукодельный, чуть лукавый, всегда готовый поддержать шутку... Я думаю, в нерабочей, домашней атмосфере он – душа компании...
Моя жизнь напоминает мне калейдоскоп. Или пазл. Настойчиво и упрямо складываю я кусочки, обрывки, лоскутки памяти, событий, случившихся в моей жизни. Рассматриваю с любовью, сортирую. Вот таким вот, прекрасным хрустальным событием, был случай на редакционной вечеринке. Что-то там с самого начала не заладилось – то ли жарко было, то ли... И вот в разгар этой длинной и скучной вечеринки Николай Арестович с супругой вышли танцевать. Это было не какое-то там бездумное топтание на месте (ведь сегодня именно это часто называют танцем), это был поставленный, хорошо отрепетированный и явно не раз уже исполняемый воистину Танец! И такие они оба были задорные, так мило смущалась Зоя Александровна, что я сидела и завидовала. Самой прекрасной, самой белой на свете завистью. Потому что вот оно, счастье, – прожить вместе более тридцати лет, вырастить детей, и танцевать вместе так, словно тебе шестнадцать!
Мария ЛАРИНА
(Из книги «Углич 100 лет с газетой», 2006 г.)
Ах, как годы летят!
Вот и пролетели 10 лет, как с нами нет Николая Арестовича Морозникова. Это человек, который оставил после себя память – статьи, фотографии.
Вот какие стихотворные строки сложили о нём однажды сотрудники редакции:
Не сыщик он, не почтальон.
Объездил, правда, весь район.
На ферме он и на току,
В жару в колхозе и в пургу.
Его повсюду узнают.
Скажите, как его зовут?
– Ни-ко-лай!
Он про надои знает всё,
И про покос, и про жнивьё.
Подскажет, что когда сажать
И урожай как сохранять.
Его фамилия проста.
Скажите, как звучит она?
– Мо-роз-ни-ков!
Это очень веские, сильные слова в его адрес.
1 марта каждый год собирались друзья, товарищи вспомнить ушедших в мир иной, ездили на кладбище. Ну, и, конечно, поминали – святое дело. Сборами занимался Николай.
А вот как его поздравил А.И. Калачёв с 60-летием:
Судьба его не выбирала,
Он сам нашёл свою стезю.
На сельской и газетной ниве
Свою проложил колею…
…Механизатор и доярка,
Рабочий и интеллигент –
Своих героев жизнью прожив,
Познал он истины момент.
Вот таким был Николай Морозников.
Зоя МОРОЗНИКОВА
Подписи к фото:
Н.А. Морозников
Зоя Александровна и Николай Арестович много лет прожили вместе