В Красной гостиной Угличского кремля состоялась презентация новой книги известного писателя, исследователя российского и европейского средневековья Дениса Хрусталёва «Гибель царевича Дмитрия. Очерки политики и чародейства конца ХVI века», вышедшей в петербургском издательстве «Крига». Презентация труда гостя из Петербурга – совместный проект журнала «Углече Поле» и Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея.

царевич 2– Нет ничего удивительного в том, что я заинтересовался гибелью царевича Дмитрия, – говорит Денис Хрусталёв. – В русской истории не так много дат, знаменующих эпохальный перелом. 15 мая 1591 года, когда в Угличе при странных обстоятельствах погиб наследник русского трона сын Ивана Грозного Дмитрий, принадлежит именно к таким событиям. Первое время ничто не предвещало такого резонанса. Событие было актуализовано через семь лет, когда пресеклось семисотлетнее правление Рюриковичей и на трон взошёл Борис Годунов. Следом объявился «выживший Дмитрий». От этого Россия полыхнула Смутой, которая до сих пор остаётся одним из самых загадочных периодов в нашей истории. Моя книга – попытка рассказать о гибели и «воскрешении» царевича Дмитрия как чародейских процессах в контексте средневекового мировосприятия, схожего как в России, так и в других странах того времени.

– Многие историки считают, вера в то, что Дмитрий чудом спасся, легко была подхвачена в Руси в связи с недовольством правлением Годунова. Но, как я понимаю, вам причины Смуты видятся, помимо этого, в менталитете человека того времени. В чём, по-вашему, особенность русской средневековой философии, как это содействовало вере в чудесное спасение царевича Дмитрия?
– Русская философия времен Средневековья – это богословие. Она безоговорочно предполагает присутствие мира потустороннего. Это догма. Он есть. О том, что бестелесные существа – ангелы и бесы – обитают по соседству с реальным миром, сказано в Священном писании. Какие тогда могут быть сомнения? Всё неестественное оттуда. Всё странное, загадочное объясняется колдовством, происками тёмных сил и демонов. В нашем случае это особенно заметно. Первая версия гибели царевича Дмитрия – порча, происки колдунов. Появление Лжедмитрия потом было официально объявлено результатом опыта некромантии – нечестивой, сатанинской магии. Это декларировалось не только в дипломатической переписке, но и в посланиях по стране, в том числе патриарха Иова. Официальные инструкции разъясняли русскому люду, что самозванец – бывший монах Григорий Отрепьев, но это не просто самозванец – таких явлений тогда не было, но чернокнижник, колдун, завладевший душой царевича Дмитрия. С ним надо бороться не потому, что он выдаёт себя за другого человека, – человеку Средневековья такое представить было затруднительно. Никаких Хлестаковых тогда не было, они не укладывались в понимание божественного слова, которое можно смертельно осквернить, выдав себя за другого. Понятной была схема колдовства. Чернокнижник призывает душу умершего и завладевает ею сатанинской силой. Это понятно и соответствует богословию того времени.
Сложнее говорить о народном недовольстве правлением Годунова. Борис Фёдорович был выдающимся главой русского правительства вплоть до момента, пока не принял трон и корону. Далее ему сопутствовали неудачи, заговоры, слухи. Он делал всё возможное, чтобы с этим справиться. Но в стране действительно в 1600-1603 годах свирепствовал голод. Другое дело – Лжедмитрий. Он был разгромлен в начале 1605 года, укрылся в маленьком Путивле и никакой существенной угрозы уже не представлял. Он был польским интервентом и широкой поддержки в народных массах не имел. Но случилась внезапная смерть Годунова в апреле 1605 года, после чего бояре не захотели поддерживать продолжение его династии. Его супруга и сын не располагали необходимым авторитетом. Многим показалось, что Лжедмитрий победил одним своим именем. За пару месяцев междуцарствия всё преобразилось. При жизни Годунова у Лжедмитрия не было на то никаких шансов. Если бы царь не умер, история прихода самозванца на Москву осталась бы в истории всего-навсего нелепым анекдотом. Но, к сожалению, Бориса не стало. Скоропостижно, внезапно. Он болел камчугой (подагрой), но это не предполагало такой смерти. Он встал после обеда из-за стола и упал – всё. Кажется, что успел подбежать священник и как-то его соборовать, но врачей не дождались. Это тоже было воспринято, как чудо, как вторжение потустороннего мира, бесы прилетели, Годунов испугался явления истинного царевича Дмитрия – образ кровавого мальчика убил его. Вот это действительно могло повлиять на общественное мнение, если о таковом можно тогда говорить.

царевич 1– Насколько, на ваш взгляд, средневековая философия сказывалась на правлении русских царей, к примеру, Ивана Грозного?
– Напомню, средневековая философия – это богословие. Ничего другого не существовало, никаких изысков. И Иван Грозный был плоть от плоти таких представлений. Он, как помазанник Божий, избранник Его, считал себя способным, в отличие от других людей, видеть дальше других, глубже других, делать больше. Как Саул. В случае опасности себе и стране выходить за рамки дозволенного другим Господь руководит его рукой. Он последний православный монарх на планете. Его миссия не может оцениваться по секулярным меркам. Он противостоит мировому злу. Его задача – бороться с вторжениями потустороннего мира, демонами, колдунами и ведьмами. При нём эти меры были очень широко представлены. Царь определённо воспринимал себя ответственным за противостояние с дьяволом, причислял себя к союзникам небесного воинства, обеспечивая служение ему на земле. Мистические страхи сопровождали царя Ивана Грозного всю жизнь, и нередко именно они были поводом его поступков, включая политические. Так как границы миров трудноразличимы, а души людей невидимы, то труды Грозного царя вылились в поток подозрений и репрессий. Большинство заговоров против него превращались в колдовские процессы, а казни напоминали меры против нечестивцев. Опричники приносили клятвы верности, сродни любовному заговору. А противников сжигали на кострах как колдунов.

– Могла бы вера в царя-самозванца появиться при Иване Грозном?
– При Иване Грозном никто не помышлял самозванчестве. Такого явления просто не было. Не было ни предпосылок, ни условий. Надо понимать, что Лжедмитрий – рубеж, начало. Это первый в русской истории самозванец. Более того, он победил, он был коронован и признан. Первый же русский самозванец, к несчастью, оказался успешным. Возможно, потому и был успешным, что прецедентов раньше не было, и никто не помышлял, что такое возможно. Господь ведь руководит судьбами, а тут такая злая шутка. Произошло своего рода чудо, которое породило многочисленных последователей. Позднее чуть ли не любое восстание сопровождалось появлением нового лжецаревича или лжецаря. При Степане Разине был «воскресший» царевич Алексей Алексеевич, Пугачёв выдавал себя за царя Петра III. Тысячи самозванцев. Вплоть до наших дней. Читал недавно, что даже современных пранкеров возводят к Лжедмитрию. Теперь говорят о русском самозванчестве как особом явлении и традиции. Иван Грозный жил в совершенно иных исторических условиях.

– Но тем не менее даже живого-преживого Петра Первого, очень схожего по идеологии правления с Иваном Грозным, многие русские считали самозванцем и антихристом. На дворе меж тем был уже не шестнадцатый, а восемнадцатый век.
царевич 3– Всё дело в представлении, что русского царя подменили во время его длительного пребывания на Западе. Это версия, прежде всего, была популярна среди старообрядцев. Пётр оказался первым русским царём, который надолго уехал из своей страны. Он покинул землю – свою православную землю. И надолго отправился в чужую, где нет православных, где много еретиков, нехристей и вообще содомия. Здесь, в России, он почти святой, его родные стены и воздух обороняют. Он воплощение народа, сакральный субститут. А там – всё иначе и невесть как. Сакральный герой, воплощение страны, надолго покидает этим мир и перемещается Бог весть куда – может, в ад. Пётр Первый пресёк границу дозволенного, пересёк границу правоверных. Здесь живут правоверные, а там – неправоверные. Каким он вернулся? Он ли это? Царь вдруг начинает странные преобразования, рушит традиции, мучит невинных. Может, это не он? Может, его там, за границей, подменили? Эти подозрения росли по мере развития реформ в среде простого народа, церковных клириков и вообще тех, кто был далёк от близкого придворного круга. Подчеркну, Пётр Первый считал себя идеологическим преемником Иваном Грозного. Он продолжал войну на Балтике, которую вынужден был прервать Иван, – Ливонскую войну, первую Северную войну.

– Что вам кажется самым загадочным в истории гибели царевича Дмитрия? На что вы так и не смогли найти ответа?
– Первые тридцать секунд после происшествия. Почти тут же после случившегося к царевичу прибежали люди, мы знаем, кто они, мы знаем их рассказы. Но что произошло в первые тридцать секунд, каким образом у него в горле образовалась дырка, нет ответа. Существует несколько версий, но все они имеют слабость, имеют серьёзные обоснованные контрверсии. Мы до сих пор не располагаем доказанной и общепризнанной концепцией произошедшего.

– Вы исследуете гибель царевича в контексте европейской мистики тех лет. На это указывается в названии книги, это «Очерки политики и чародейства конца VI века». И это не первое ваше обращение к теме мистики, колдовства. Вы инициатор издания и переводчик загадочного отчёта об английском колдовском процессе 1593 года – «Ведьмы из Варбойс». Чем вызван ваш интерес к мистике, к потустороннему миру?
– Я не мистик и не эзотерик, не занимаюсь столовращением. Я – исследователь Средневековья. Мистицизм сегодня, в расцвет секуляризма, зачастую понимается как шулерство, как какое-то гороскопобесие, некая фикция, махинация. Но для средневекового человека это ровно наоборот. Это был способ познания мира, познания неведомого, расположенного за гранью видимого, осязаемого, доступного. Это понималось как реальность, достигаемая специфическим опытом. Историк никак не может игнорировать такие взгляды людей того времени. Без этого мы не имеем возможности надлежащим образом понять произошедшее, взглянуть на него глазами современника, сделать надлежащие выводы. Средневековый человек обитал в мире мистическом и постоянно сталкивался с чародейством.
– Когда вы посещаете Углич, место гибели царевича Дмитрия, о чём вам думается? Какие чувства вы испытываете?
– Какая красота кругом! Кажется, время здесь остановилось. У русского мистика Даниила Андреева было видение, что в мире существуют такие точки, города, вокруг которых установлена ангельская стража. Там либо должно произойти что-то судьбоносное, либо уже произошло. Чтоб ничто не мешало эффекту от этого явления. Думается, что Углич – такое место. Топография города сохранилась с XVI века. Можно пройти буквально там же, где царевич Дмитрий. Увидеть почти то же. Все места хорошо прочитываются. Я как будто листаю книгу истории. Сюда хочется приезжать снова и снова.
Беседу вёл Павел НИКИТИН

(врез)
Теперь удалось побывать на [предполагаемом] месте битвы на реке Сить, где погиб великий князя Владимирский Юрий Всеволодович 4 марта 1238 года, где завершилось Батыево нашествие на Северо-Восток Руси.
Юрий отступил на Сить «копить войска» и ждать помощи от брата Ярослава из Новгорода, но монгольский темник Бурундай его выследил и внезапно атаковал. Русское воинство было разгромлено в быстротечном бою. Голову Юрия Бурундай доставил Батыю, осаждавшему тогда Торжок.
Это был финал. Батый приказал отходить в степи. Цель монгольского похода – гибель верховного правителя – была достигнута.
В летописи нет никаких указаний на точное расположение лагеря Юрия на Сити. Эта речка имеет протяженность более 100 км. Но в советское время как-то определили это, и был установлен монумент – на высоком берегу Сити у деревни Лопатино.
Пустынно, печально, волнительно.

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин