…Тютчевская поэзия и тютчевские размышления в России пропитаны мыслями и чувствами нестареющими. В каждом поколении россиян (а русских и в первую очередь…) они находят самую глубокую и верную отзывность. К этой отзывности к творчеству великого поэта и мыслителя людей способны обращать самые разные проявления современной жизни. А ежели которое из них идёт от мест, связанных с судьбой Тютчева, так его влияние оказывается и особенно впечатляющим.

знаменскоеВот для меня на этот раз таким случаем стали обращения ярославцев к одному из лучших тютчевских мест России, к родовой усадьбе Тютчевых – Знаменскому, ныне находящемуся в Угличском районе.

Обращения эти оказались весьма разнообразными – средь них были письма депутата Государственной Думы России Анатолия Грешневикова и президенту России Владимиру Путину и губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову о сохранении этого мемориального места; и видеоконференция, проведённая областными департаментами по этому вопросу; и сюжет, исполненный в Знаменском нашим региональным телевидением. (После столь многих и столь авторитетных подходов как и мне, одному из миллионов читателей Ф.И. Тютчева, к этой теме не обратиться? Тем более, что я и сам участвовал в упоминаемой видеоконференции…) Вот я и обращаюсь, и хочу разглядеть за неизбежным многогласием любых конференций некий «сухой остаток», некую главную реальную пользу для неправедно обойдённого вниманием самого исходного тютчевского места.
Так что я вижу в этом «сухом остатке»? Очевидно, большой смысл есть в том, что к здешней тютчевской теме обратился такой авторитетный человек, как наш бессменный депутат Государственной Думы, известный писатель А.Н. Грешневиков. Его подключение к хлопотам академика Г.В. Чагина не может не обнадёживать. Если Анатолий Николаевич возьмёт себе нашу тютчевскую тему в зону своего постоянного внимания, то дело к решению вопроса станет постепенно продвигаться, на «мёртвой точке» не останется.
Вот даже имевшая место видеоконференция – это уже один из шагов на желаемом пути. Она сама по себе имеет серьёзное и полезное значение. Коснёмся отдельных «пунктов» этого обретённого значения.
I. Впервые вслух говорилось об усадьбе в целом как о нововыявленном памятнике Наследия.
II. Впервые «знаменский вопрос» был официально вынесен на обширное (в том числе и чиновное) обсуждение. Доселе обращения к нему были лишь инициативой учёных и краеведов. Власть тоже вела некоторую деятельность в этом направлении, но объединения усилий не происходило. Здесь же впервые все размышляли вместе, совместно пытались искать пути к спасению Знаменского.
III. Впервые обмен мыслями между представителями власти и представителями общественности был прямым, открытым и конструктивным. Без недомолвок и уклонений от главной сути вопроса. Никто не прятался за общими фразами и никто не скрывал реальных затруднений.
IV. Впервые не прозвучало ни единого слова сомнения в мемориальной ценности Знаменского (тем более отрицания его ценности).
V. Даже о «новодельности» никто не заикнулся. (Да и какая в Знаменском может быть новодельность, если каждому из его объектов за двести лет?!) И каждый из этих объектов является именно тютчевским и ни в чьих руках, кроме тютчевских, с XVII века до 1918 года не бывал? Слава Богу, что мы, наконец, пришли к отрицанию всех и всяческих сомнений. То есть Знаменское в ходе общения на конференции впервые обрело полное признание и, так сказать, «права гражданства» в семье всех объектов Наследия.
VI. Было принято слабое, нечёткое (даже расплывчатое), но всё ж таки некое РЕШЕНИЕ о судьбе усадьбы. То есть зафиксировано общее намерение проявлять о ней заботу как о культурном достоянии.
VII. Было даже сказано о дорожной карте.
То есть на сегодняшнем этапе определённые достижения, наконец, достигнуты. О Знаменском, наконец, заговорили как о явлении, безусловно обладающем несомненной культурной значимостью. Это серьёзная подвижка. И в решении конференции значится весьма ценное заявление – сохранять внимание к этому объекту культурного Наследия, поддерживая это внимание разными формами деятельности – от статей и книг до фестивалей и конференций. И поддержанием такого внимания, например, являются тютчевские фестивали, проводимые в Знаменском администрацией сельского поселения; тютчевский альманах, изданный в Мышкине; цикл статей, опубликованных в «Угличской газете» и недавно исполненный региональным телевидением сюжет из Знаменского.
Участие областного телевидения – это момент самый свежий и самый новый. Брянское телевидение здесь в своё время работало, а вот ярославское от событий несколько отставало. Но сегодня оно приняло живое участие в общем деле. И весьма хорошо, что в передаче из Знаменского принимала участие наш ведущий тютчевед, кандидат исторических наук, директор Угличского архива Т.А. Третьякова. Её тютчевские книги до сих пор являются краеугольными камнями ярославского тютчеведения. В самом начале её исследовательского пути уже на её первые материалы по ярославской линии Тютчевых пристальное внимание обратил академик Г.В. Чагин, потом следивший за всеми её работами на этом направлении.
Интересным и обнадёживающим было участие в телевизионном сюжете нынешнего владельца усадьбы Сергея Дзекунова. Мы хорошо понимаем, сколь нынче устарела древняя поговорка: «Один в поле не воин»! В нашей действительности она много раз была опровергнута. За примерами не будем ходить далеко – вот в деревне Мартыново Мышкинского района, культурной столице древнего Кацкого стана, земли которого нынче лежат в трёх соседских районах, громадные дела культурно-исторического туристического плана осилил Сергей Темняткин. А начал-то он в одиночку. Значит, и один в «поле» может быть воином? В данном случае – это воин! Да ещё и какой… Может быть, другим, уже знаменским случаем будет пример Сергея Дзекунова?
Всё сказанное – весьма положительно для тютчевского Знаменского. А что можно увидеть дальше уже происшедшего? Какие шаги, на наш взгляд, были бы особенно надобными?
Конечно, следует завершить разработку дорожной карты, приведя к ясности в сроках и в ответственных за исполнение всего намеченного. Иначе она не явится каким-либо обязывающим и координирующим документом. Без её хотя бы приблизительных (помесячных или поквартальных?) дат всё предполагавшееся к исполнению как-то незаметно превратится всего лишь в ни к чему не обязывающие благопожелания.
Очень надобна самая элементарная, самая начальная мемориализация объектов (въездные знаки, схема объектов, указатели, краткий напоминающий текст). Это хорошо бы иметь уже весной 2021 года, потому что Знаменское помаленьку начинает привлекать туристов. Первыми «открыли» его для себя угличские туристические фирмы, освоившие комплексные маршруты (водные и автомобильные). В нынешнем году их байдарочные сплавы по Кадке уже очень впечатляли участников, ведь нижняя Кадка – это потаённая река-красавица. А Знаменское оказывается одной из лучших её примечательностей и самым замечательным культурно-историческим «узлом» всего маршрута. Его на байдарке уж никак не минуешь.
Так вот, для туристов-водников, первыми проложивших сюда дорожку, уже надобна элементарная мемориализация. Она станет самым-самым началом правильного предъявления Знаменского его гостям. И станет живым подтверждением уважения и любви к памяти великого поэта и мыслителя и уважения к посетителям тютчевской усадьбы.
И дорога, конечно, очень нужна. И администрация сельского поселения делает великое дело, из своего невеликого бюджета выкраивая средства на её продвижение. Но… Но почему заботу о памяти Тютчева проявляет лишь одно сельское поселение? Почему не район? Что за особый функционал почитания памяти великого россиянина, который оказывается возложенным лишь на одно-единственное сельское поселение? Никому больше Тютчев не близок и не дорог? Или остальным его творчество почему-то чуждо? Или всем чем-то или как-то противопоказано проявлять свои понимание и заботу? Может быть, мы говорим совершенно наивные вещи, но нам всегда казалось, что Тютчев - это уж никак не достояние и мемориализационная обязанность уж всего-то одного-единственного сельского поселения!
Но наша наивность так велика, что распространяется далеко в сторону Переславско-Угличской епархии и даже в сторону Ярославской митрополии. И эта «наивность» идёт от уникальности храма в Знаменском. Да, от редкостной тютчевской уникальности этой сельской церкви. Она в том, что ни в храме Муранова, ни в ныне существующей церкви Овстуга Тютчев ни разу не бывал. А в церкви родовой усадьбы Знаменское он молился много раз, здесь он провожал в последний путь свою бабушку Пелагею Денисовну, рядом с этим храмом могилы всех тютчевских предков. И разве лишним было бы митрополии проявить заботу о единственном в России подлинно тютчевском храме, находящемся именно на её территории?
Мне могут возразить, что в Знаменском сейчас нет богомольцев. Это так. Но мы знаем множество примеров, когда храмы и с гораздо меньшей славной историей восстанавливались даже и при полном отсутствии жителей в их населённых пунктах. И не станем слишком далеко ходить за примерами. В Мышкинском районе есть совершенно безлюдное село Архангельское, с недавно ещё совершенно заброшенным и полуразрушенным храмом. Этот храм не относился ни к какому приходу, он был совсем лишён всякого внимания.
Наш мышкинский благочинный о. Александр озаботился судьбой этой церкви и буквально за полтора года восстановил её крыши, главы, кресты. А дальше за этим благим началом последовали заботы и других (многих!) добрых людей. Дельное трудовое начало всего важней! А ведь храм в Архангельском с историей несравненно более скромной, нежели знаменский храм, с историей чисто сельской, отнюдь не всероссийской…
Храм Знаменского, живущий со времён далёкого XVIII столетия, конечно, крайне нуждается в заботе, хотя бы в восстановлении крыши. Но ещё несчастней старинный тютчевский дом, у которого крыша уже превращается в воспоминание о ней. А дом-то деревянный, и без крыши он (не в пример храму) совсем недолго проживёт. Ему сейчас крайне надобна хотя бы консервирующая, хотя бы временная кровля с заменой угловатого аварийного участка.
На это в районе совсем нет денежек? Не могу поверить, что состоятельные угличане не могли бы дать хоть каждый помаленьку на консервацию крыши усадебного дома. Или они совсем не любят Тютчева? Или совсем о его творчестве ничего не знают, даже «Люблю грозу в начале мая…» никогда не слыхивали? Не верю в это!
Все они являются современными культурными людьми и во многих больших делах граждански участвуют и добрым начинаниям помогают. Может быть, к ним просто никто и не обращался по тютчевскому вопросу? (По тютчевской беде…) Думается мне, что так оно и было. Во всяком случае, в возможность отказа в помощи с их стороны я не верю сейчас и не поверю никогда!
…В своём отклике на содержание видеоконференции и на показ сюжета из Знаменского мы назвали те моменты, которые видим самыми первоочерёдно надобными. И их продвижение и решение в нашем понимании станет благотворным и неотложно нужным. Оно и способно показать, насколько наша любовь и наше уважение к одному из великих граждан великого Отечества действенны и благородны.

Владимир ГРЕЧУХИН, член-корреспондент ПАНИ, г. Мышкин

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин