Многие еще помнят те замечательные времена СССР, когда в праздничные дни, по субботам и воскресеньям молодёжь бежала в парки на танцплощадки. В эти дни там устраивалось любимое многими развлечение – танцы. На танцплощадках всё было по-настоящему: дружба и предательство, любовь и ревность – словом, здесь вовсю кипела жизнь. И мало кто задумывался о том, что танцы были мероприятием, где напрямую сталкивались мода, мораль и политика. В Угличе в парке, который в настоящее время называется парком Победы, танцевальная открытая площадка тоже была.

TВ TЖ TИ 50 TЕВ 1930-е годы стихийные танцплощадки узаконили, их обнесли заборами, обустроили сцены и… понеслось. Танцевали даже в войну! Музыка неслась из окопов в моменты затишья. Выступления агитбригад, которые приезжали на передовую, тоже всегда заканчивались танцами. Танцевали даже в военных госпиталях. Патефон и несколько пластинок – всё, что было нужно. И вот звучат уже «На сопках Маньчжурии», «Танго соловья», «Рио-Рита», попурри из фильмов Чаплина, «Брызги шампанского», «Утомлённое солнце» и, конечно же, Утёсов, Шульженко и Русланова.

Одним из феноменов послевоенных советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары. Девушки танцевали друг с другом. Это было следствием недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского населения страны.
Источник звуков – всё тот же патефон и пластинки на 78 оборотов. На большинстве из них имена исполнителей затёрты. Имена Петра Лещенко, Вадима Козина, Сокольского, Вертинского запрещены. А вот Утёсов разрешён, но и его «блатные» песни тоже запрещены: «С одесского кичмана бежали два уркана», «Гоп со смыком – это буду я»… На этих пластинках сцарапаны надписи, а всё равно их многие знают до сих пор, как знают музыку из «Серенады солнечной долины».
Во второй половине 1950-х годов вместе с узкими брюками и женскими короткими юбками колоколом в СССР пришёл танец буги-вуги. Увы, официальные инстанции тут же назвали его проводником «разлагающего влияния» на молодёжь. Особенно насторожила власть характерная для этого танца импровизация…
Следующий этап борьбы с западными танцами пришёлся на шестидесятые годы. Причиной взрыва фантазии хореографов и ненависти официальной власти стал, конечно же, рок-н-ролл! А с рок-н-роллом в СССР пришли стиляги, отличительным признаком которых власть считала не только особый стиль одежды, но и манеру двигаться, прежде всего – танцевать. Советские газеты, клеймя стиляг, писали: «Стилягами называют сами себя подобные типы на своём птичьем языке. Они, видите ли, выработали свой особый стиль – в одежде, в разговорах, в манерах, но главное в их «стиле» – не походить на обыкновенных людей».
И всё же танец победил политиков! Настал, наконец, момент, когда идеологи сдались. Рок-н-ролл и фокстрот покорили танцплощадки.
В 1960-х годах особое распространение во многих странах получил твист. К сожалению, в СССР и твист приживался с трудом. Слишком чужд он был для идеологических установок того времени.
Однако любители твиста не отчаивались, они, собираясь на подпольных вечеринках и даже на легальных танцплощадках, маскировали запрещённый танец под мелодию композитора Юрия Саульского «Чёрный кот». В 1964-м году, после того как от власти отстранили Никиту Хрущёва, твист быстро покорил все советские танцплощадки. Как танцуют твист? Лучше, чем в «Кавказской пленнице», не объяснить: сначала лёгким вращением ступни гасим на полу окурок одной ногой, потом другой, потом обеими вместе.
Сколько эмоций! Играла музыка, солисты исполняли «Дом восходящего солнца», «Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в подъезде возле дома твоего стою…», «Ши лавз ю е-е-е, ши лавз ю е-е-е…», «По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш…».
Многие знакомились во время танцев, а когда заканчивалась музыка, молодые люди покупали для своих новых знакомых мороженое или лимонад.
В 1970-х приглашение на медленный танец, или на «медляк», показывало степень симпатии. Это и считалось, собственно, тем самым «танцем-обжиманцем». Танцевать «медляк», да ещё и в дискотечном полумраке – это и была та разрешённая степень свободы отношений. Поэтому хождение на танцы считалось приличным лишь с определённого возраста. Единственным местом, где на танцы могли попасть даже самые младшие, был пионерский лагерь. C лагерными танцами было связано много каких-то неприличных мифов: что мальчики задирают юбки, что они подкарауливают после танцев девочек и как-то некультурно их лапают, что во время медленных танцев мальчики непременно лезут целоваться (ибо они поспорили со своими приятелями, что сумеют поцеловать девочку) и так далее.
Зачастую в небольших городах танцплощадка являлась единственной формой молодёжного досуга. Были на танцах даже свои традиции. К примеру, существовала практика коллективных драк, как на самих танцах, так и после них. Очень часто дрались «местные» (скажем, деревенские) с «чужими» (с городскими студентами, пригнанными «на картошку»). Причина могла быть самой банальной – не поделили девочек.
Дрались на дискотеках и в связи с принадлежностью к той или иной молодёжной группировке. Металлисты могли побить панков, а любера – металлистов.
В 1990-е дискотеки захлестнула волна иностранного нью-вейва, «Депеш Мода» и разной околоэлектронной музыки. На танцах стали появляться молодые люди в белых перчатках и модных узких очках, с чёлками и в штанах-«бананах». Затем настало время начёсов и чёлок. В страну пришла эпоха брейка.
По воспоминаниям моего папы, танцплощадка одно время в нашем городе находилась на территории кремлёвского парка (1950 – нач. 1960-х). Она была деревянной, имела несколько ступенек при входе на танцпол. На танцах играл духовой оркестр.
После войны фронтовики, комсомольцы разбили новый парк на месте, где когда то стояла Филипповская церковь, во время войны здесь был рынок. После войны людям захотелось иметь в городе место для гулянья, отдыха. Позже в молодом парке появилась танцлощадка.
TВ TЖ TЙ В середине 1960-х гг. первым городским архитектором советского периода Владимиром Басовым была разработана танцевальная площадка, которая короткое время располагалась непосредственно на центральной площади. Позже танцевальный пятачок был перенесен в парк за Каменным ручьем.
Угличскую танцплощадку изображали на своих картинах художники, делали фото фотографы, описывали свои впечатления от увиденного писатели.
Борис Носик бывал в нашем городе и в книге описал, как проходят танцы в Угличе, сохранились фотографии с танцплощадки того времени. В 1968 году вышла его книга «По Руси ярославской». В ней он описывает свои впечатления об угличских уличных танцах. «В парке за речкой засветились фонари, а потом вдруг грянули трубы. Можно было догадаться, что происходит сейчас там, за купами деревьев. Как, с трудом сдерживая шаг, спешат по аллеям девчата на звук музыки. Как гуляющие всё ближе стягиваются к деревянной ограде площадки, туда, где свет. Как выходит на дощатый помост первая пара, и тогда сразу с десяток пар из-за ограды устремляются к кассе. Как самые стойкие долго беседуют о чём-то за оградой, краешком глаза следя за танцами и небрежно отмахиваясь от приглашения на веранду: а, что там делать! И как потом большинство из них исчезает в толпе на площадке, где оркестр беспомощно, но старательно исполняет популярные мелодии и какие-то, наверное, вполне современные, но пока ещё слабо освоенные им, танцы, в которых столько всего перемешалось – и от полузабытого уже рок-н-ролла, и от вятской топотуньи, «От Запада до Востока, от зависти и до восторга».
Танцы в городском парке! Наверное, не меньше столетия тешат они угличан и других горожан тоже, и даже вездесущее могучее кино, даже телевидение не могут пока конкурировать с ними. Потому что городские танцы – это воистину молодёжный клуб, где можно общаться, где можно без особого труда познакомиться со сверстниками, где можно увидеть почти всех, кого ищешь, где протекает общественная и светская жизнь города. Там можно встретить друзей, можно щегольнуть новой рубашкой и можно доказать преданность любимой. Танцы, наконец, истинный плацдарм молодой любви. Сколько трогательных, драматических, исполненных лиризма, а порой и приправленных пошлостью – всё в наших руках – историй начиналось на танцах.
«На веранде пляски были в самом разгаре. Тон здесь задавали девушки. Девушки разные – от вертлявых восьмиклассниц до солидных двадцатилетних работниц. Главные представители мужского пола на площадке – мальчишки, совсем молоденькие, школьники и молодые рабочие. Эти здесь дома. Они шумно здороваются: «Дай пять!» Они с силой хлопают друг друга по ладони, по плечу, по спине и так шумно радуются встрече, как будто сто лет не виделись. Они мало танцуют и толпятся компаниями у столбов и ограды. Одеты, конечно, по моде. Сегодня прохладно, и на них плащи, но очень коротенькие. На них чёрные костюмы и белые сорочки и узенький уголок бабочки. Очень узкие и короткие брюки…».
В мою молодость танцплощадка была. Мы так же, как в воспоминаниях автора книги, на танцы спешили, волновались, надевали самые лучшие наряды, конечно же, влюблялись, разочаровывались…Но было, где познакомиться и потанцевать. Жаль, что нет её в Угличе в настоящее время.
Приятно отметить, что в будущем танцплощадка для нашей молодёжи, возможно, появится: «Каменный ручей, если его облагородить и подчеркнуть природную красоту ландшафтов, может стать изюминкой Углича. Органично вписывающиеся в историческую среду лавочки, газоны, фонари сделают это уголок любимым местом пеших прогулок и отдыха жителей и гостей города. В парке Победы появятся танцплощадка и детский городок, а череда палаток в перспективе будет заменена современными павильонами, правда, это дело не ближайшего будущего».
На современной танцплощадке зазвучат современные ритмы. И, как и в прежние годы, в парк будут спешить молодые люди, назначать здесь свидания, влюбляться… Будем верить и ждать!

Алла ЛЕНГВЕНС

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин