На этот раз обратиться в вашу уважаемую мною газету повлекла меня большая корреспонденция Ольги Петряковой в областном «Северном крае». Эта публикация была посвящена победе Углича во Всероссийском конкурсе «Исторические поселения и малые города», проводимом в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Победа, достигнутая Угличем, – это победа ожидаемая и достойная; и проект, принесший этот успех, достоин внимания общественности всех городов, участвующих в большом туризме. Он содержит целую группу очень важных положений, являющихся узловыми для успешности города и туристической отрасли хозяйства.

угличМы, мышкинцы, ближние соседи Углича, его друзья и соратники по трудам в большом туризме, а потому в Мышкине проект угличан был встречен с пристальным вниманием и обсуждался заинтересованно и предметно. Какие его моменты мы видим особо важными?

Общей и первой посылкой для размышления может стать заявление «Северного края» о том, что «осознанный проект по созданию комфортной городской среды должен измеряться не количеством выложенной плитки, а тем, как изменяется жизнь горожан после реализации проекта». Мысль в равной мере как вполне бесспорная, так и… совершенно спорная!

Упрощая её неоднозначность, доведём её суть до полной элементарности и скажем так: плитка нужна не только для удобства хождения сравнительно немногочисленных горожан, а и для привлечения сюда многочисленных гостей! Это привлечение содействует отнюдь не только появлению на улицах приезжего люда, а и появлению некоторых дополнительных финансовых средств. И в итоге их появления как раз может быть и должно быть некоторое повышение содержания и качества жизни горожан.

Вот в этом заключается отнюдь не сиюминутный, а стратегический смысл таких городских проектов. Но обратимся к главным моментам нынешнего победного проекта. И начнём даже несколько раньше, с хода обсуждения угличанами исходных материалов проекта.

…Создание в Угличе дискуссионной площадки «Городская мастерская» – пример замечательный. И подобное действие, очевидно, вполне по силам таким городам Ярославии, как Углич, Ростов, Переславль. Самым малым городам, таким, как Мышкин или Любим, поступить так же уже много трудней даже по их невеликости и большей скудности «кадрового ресурса». Но мы в Мышкине идём несколько схожим путём, вынося такие вопросы на заседания Общественного собрания и после обсуждения возвращая их в Градостроительный совет. И в таковой деятельности мы видим не только большую пользу, но, как это ни странно, – немалую опасность для успеха проектных начинаний. В чём эта опасность заключается?

Угличская «Городская мастерская» сделала в своей работе главный вывод: городу нужна стратегия комплексного развития. Правильно! Но эту комплексность нужно осуществлять, не допуская возможного распыления средств. Вот у нас, в Мышкине, при обсуждении этапов программы «Решаем вместе!» такая опасность не раз возникала, а иногда и торжествовала свой нерадостный для нас успех. Одолевало некое микрорайонное «местничество»… А в результате создавались отдельные «анклавы» успешного благоустройства, отдельные его островки, не срастающиеся, не сливающиеся в единый материк. В этом случае приходится с немалой печалью думать, что городскому благоустройству удачней было бы идти от центра, распространяясь от ядра достойной обустроенности.

Если угличане избегнут опасности микрорайонной «местечковости», то мы будем искренне рады за них, за настоящую (а не клочковатую) реализацию идеи комплексности.

Другая весьма важная мысль угличского проекта – это создание новых градостроительных связей. Нам понятно достоинство этого подхода, и мы с интересом будем наблюдать за его реализацией. А сами идти этим путём, очевидно, не сможем в силу местных городских особенностей. И поэтому мы гораздо ближе склоняемся к идеям регенерации исторического центра города. И, очевидно, это правильно для малых городов, как Мышкин, Пошехонье, Любим, Петровск…

Не во всём малые города могут следовать примеру Углича и в выведении туристического транспорта из центра города. Здесь линия нашего Градостроительного совета и Общественного собрания отнюдь не однозначна. Для нас остро стоит вопрос о нежелательности удаления такого транспорта от основной туристической тропы города. Это затруднит выдерживание графика туристических посещений города и понизит у туристов приятность его восприятия.

К тому же, что греха таить, в очень малом городе туристический транспорт оказывается не столько неприятной помехой, сколько своеобразным украшением этого города. Оригинально расцвеченные и разрисованные туристические автобусы со «слоновьей» медлительной важностью шествующие по невеликим улочкам – это тоже не второсортное зрелище. То есть угличский проект в этой своей части для нас даёт почву для сравнений и размышлений. Если Углич при 33 тысячах жителей принимает за год где-то пятьсот тысяч туристов, то в шеститысячном Мышкине в год бывает до двухсот тысяч. Есть основания думать о том, где возможно перенасыщение людьми и транспортом, а где, пожалуй, необходимо оживление пространства этими участниками движения…

Весьма интересной для нас была угличская мысль об определённом изменении городских туристических потоков. Мы немало размышляли об этом, примеряя к себе угличское замышление. И пришли к выводу, что для Углича это даже целесообразно, хотя и очень трудно! А для нас, пожалуй, нереально. Нам будет желательней идти по пути обогащения уже имеющихся маршрутов, по пути большего насыщения их объектами показа.

И Фонд архитектуры исторического Углича, и дискуссионная площадка «Городская мастерская» подметили желание активных горожан: «Пусть будет меньше глянца и больше жизни». Сильное и, казалось бы, бесспорное мнение… Но вполне ли основательное? Вот у нас в Мышкине центральная площадь и все пешеходные дорожки в центре получили плиточное покрытие. И после этого уже всё городское общество убедилось, что это отнюдь не «глянец ради глянца», а необходимое центру достоинство и приличие. И это уж не говоря о том, что и самим удобней и приятней стало. Да и уважение к своему городу повысилось! Угличане в своём проекте как раз имеют задачу прекрасного обустройства Успенской площади – и это очень хорошо, и если кто-то спутает такое действие с «глянцеванием», то он ошибётся. И сама жизнь вскоре и для него самого прояснит ошибочность поспешного суждения о «глянце».

Точно такова же ситуация с центральным парком. У нас в Мышкине это получилось удачно уже тем, что деньги на реконструкцию маленького городского парка и создание в нём детского городка вложили частные инвесторы, а город на это не потратился. И парк весьма хорошо преобразился. Несомненно, и угличский парк после реконструкции получит и большую, чем сейчас, привлекательность, и большую содержательность.

Очень близка и понятна нам тема максимального использования набережной. Для приволжского города набережная – это дорогой капитал, это не только идеальный променад и даже не только эффектный речной фасад города, это широко распахнутое окно в чудный мир Волги и в мир широкого российского общения. А потому вопросы о состоянии набережной для речного туристического города весьма важны. И подмеченный проектом разрыв набережной у нижнего яруса – это действительно неприятная неудача. И нам, мышкинцам, это понятно как разумным размышлением, так и эмоциональными переживаниями. Наша отличная набережная доходит с северной окраины города до Никольского ручья и здесь… кончается. А всей логикой градостроительства ей нужно было бы продлиться до переправы. И если угличский разрыв набережной вполне устраним, то в нашем случае для улучшения положения понадобятся очень уж значительные средства…

Знакомясь с угличским проектом, мы не раз приходили к пониманию того, как близки градостроительные проблемы приволжских городов. Вот угличский проект охватывает десять гектаров старой части города, включая улучшение долины Каменного ручья. Молодцы! Нам в Мышкине тоже была понятна целесообразность учитывая ландшафтных ценностей, дарованных природой, и в свой проект мы включали обустройство долины нашего Гремучего ручья и связывали с этим большие надежды. На этот раз в российском конкурсе мы не преуспели, но неудачи даром не проходят, они учат, помогают готовиться к таким конкурсам глубже и основательней.

И помогают понимать причины затруднений не только обустроительных, но и социальных. Угличский проект затрагивает одну из них – это некоторая атмосфера неудовольствия между сувенирщиками и отдыхающими. Действительно, такое обострение (правда, больше эмоциональное, нежели мыслительное) нам тоже хорошо известно.

Но нам тут очень повезло – создание новой двухуровневой (а местами есть и третий уровень) набережной совершенно развело конфликтующие стороны. Торговцы сохранили обжитые зоны своей деятельности, а отдыхающие вполне удовлетворились набережной как отличным променадом. Угличане, весьма серьёзно работавшие с созданием, а теперь уж и с реализацией своего проекта, конечно, тоже смогут «развести» эти социальные группы земляков, удовлетворив и тех, и других.

Но в любом туристическом городе гораздо глубже иное, более масштабное противоречие – это некоторая как бы «обиженность» жителей на туристов, которые якобы «отобрали у местных все ценные территории». Это недовольство есть и у нас, в Мышкине, и в Плёсе, появилось в Рыбинске и Тутаеве. Явление вполне ожидаемое и вполне понятное, хотя в основе недовольства «местных» нет ничего особо значимого. Однако сам факт наличия такого неудовольствия ясно говорит о том, что власти и общественности туристического города в своей работе приходится учитывать необходимость и такого направления, как воспитание у населения большей открытости и коммуникабельности. Туристический город – это сфера встреч самых разных общественных настроений. Это всё ж таки отнюдь не некая «тихая заводь», здесь пересекаются иной раз очень непохожие мнения и точки зрения.

Воспитание названных чувств и понятий всегда должно идти ненавязчиво, аккуратно и тактично. А всего лучше это достигается успехами города, отчётливо видимыми всему его населению. Приведу наш последний мышкинский пример. Всероссийский журнал «Родина» в своём целевом номере, посвящённом письмам эпохи Великой Отечественной войны, поместил большой материал о нашем мышкинском мемориале Победы. И это всех нас порадовало и многих заставило забыть о своих частных и групповых неудовольствиях. Ведь любой армии нужны победы, а «армии» известного туристического города победы нужны громкие и весомые!

В нашем понимании для угличан такой победой является успех города в конкурсе, где проект Углича был признан лучшим. Вкус общей победы стократно ценней горестного привкуса малых неудовольствий.

Владимир ГРЕЧУХИН, председатель районного Общественного собрания, г. Мышкин

Фото Ивана БИЗИНА

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин