В некоторых городах есть праздники, связанные с многовековой историей, местными традициями и культурой. Они определяют присущие характерные особенности в широчайшем многообразии населённых пунктов страны. Для Углича таковым праздником является День царевича Димитрия, отмечаемый 28 мая (15 мая по старому стилю). Его история насчитывает более четырёхсот лет. Имевший место в ХХ веке перерыв официального значения праздника не смог уничтожить до конца традиции Углича – многовековая историческая память сохранила возможность их возрождения, возвращения в культуру края.

царевич дмитрий 2Конечно, различные обстоятельства и прошедшее время видоизменили особенности празднования, лишили многих важных составляющих. Поэтому есть повод обратиться к истории местных святынь. Ранее уже затрагивалась тема таких реликвий Углича как носилы и рака, теперь рассмотрим почитаемые городские святыни, хранившиеся в церкви царевича Димитрия «на крови».

Как известно, храм был основан в 1630 году по указу царя Михаила Феодоровича. Освящение деревянной церкви произошло 15 мая – в годовщину гибели царевича, спустя 39 лет. Вскоре угличане подали челобитную царю и патриарху Филарету Никитичу с просьбой «пожаловать на освящение удельному граду, новопоселившемуся по раззорении по литве» частицу мощей царевича Димитрия, «одр и старую раку, из Углича унесённую с мощами в Москву, да образ его, каковой благословят прислать». Писанная в Угличе челобитная датирована 1 августа 1630 года.
Спустя несколько месяцев прошение было удовлетворено – 2 декабря последовала патриаршая грамота. Данным обстоятельством объясняются разночтения датировки события в различных публикациях. «Лето 7139-е от сотворения мира» – 1631 год. Как известно, в допетровское время применялся сентябрьский стиль летосчисления – при переводе в ныне действующий календарь обозначенная дата относится к 1630-му, а для современников события это был уже следующий год.
В грамоте говорилось: «И государь царь, и мы патриарх отпустили на Углеч раку царевича Димитрия и носилы; а за ракою чудотворца Димитрия велено ехать Большого Дворца подьячему Якиму Заморцеву, и память наказная дана ему, где ту раку устроить в соборной церкви. Да в другую деревянную церковь послан, с ним же Якимом, ковчег, вделан в доску, да и мощи в ковчеге, а около обложено серебром, золочено и поведено чернью».
Предметы были доставлены в Углич 10 декабря и торжественно встречены при Московских воротах Земляного города (посада), находившихся рядом с Николосухопрудской церковью. Очевидно, тогда была передана в дар угличанам и плащаница с изображением царевича Димитрия, шитая его матерью Марией Нагой, инокиней Марфой Феодоровной. Считается, что плащаница имела портретное сходство, и, более того, на шее Димитрия было вышито жемчужное ожерелье, носимое перед гибелью. Как и ковчег, плащаница передана в храм царевича.
царевич дмитрий 3Далее рассмотрим бытование предметов. В Писцовых книгах 1674-1676 годов подробно описано убранство церкви. Перед иконостасом, между поставными свечами (напольными подсвечниками) находился аналой, обитый «червчатым» (ярко-малиновым) сукном. На нём «в ковчеге часть мощей благовернаго царевича князя Дмитрия; а ковчег обит бархатом червчатым, затворы серебряные золочены с чернью, на ковчеге четыре орешка в киотцах, на нём покров атлас червчатой верх».
У правого клироса в киоте была икона Спасителя с изображёнными в молении царевичем Димитрием и князем Романом Угличскими. Вероятно, рядом размещалась плащаница. В Писцовых книгах приводится её описание: «Плащаница – на ней вышит образ благовернаго царевича князя Димитрия, венец и ризы шиты золотом и серебром по лазоревой земле, а тропарь и кондак шит по червчатой камке, ожерельице жемчужное; на плащанице ж покров камчатой цветной мелкотравной, крест нашит – кружево серебряное кованое, трость и копие и подпись шиты серебром».
Из приведённого описания можно сделать вывод, что ковчег первоначально хранился просто на аналое, а плащаница, как икона, могла быть помещена на стене. Перед ней висела медная лампада. С течением времени (уже в каменном храме) способ хранения почитаемых предметов меняется. В 1773 году была изготовлена деревянная рака, или гробница, установленная на солее около правого клироса. В неё и поместили главные святыни. В описи имущества 1786 года приводится описание: «На правой стороне гробница деревянная, а на верхней доске написан образ царевича Димитрия, а вверху Отечествие. Во оной гробнице обито тафтою вишнёвою.
царевич дмитрий 1В гробнице положена плащаница, на которой вышито золотом и серебром, и шёлком образ Святой Троицы и Благовернаго царевича Димитрия. На оном пять городков жемчужных. На оной плащанице ковчег, на котором верхняя доска серебряная резная, позолочена с чернию. В средине ея образ царевича Димитрия, а около крестообразно четыре орешка. Исподняя сторона обита красным бархатом».
Спустя шестьдесят лет, в 1833 году, на собранные по подписке пожертвования изготавливается новая великолепная рака. Она имела фигурную деревянную основу, с двух лицевых сторон обложенную чеканным серебром, а с других – посеребрённой медью «апплике». На изогнутых стенках раки находились три округлых клейма-медальона. Так, у возглавия была вырезана надпись, излагавшая основные вехи истории царевича Димитрия (аналогичный текст находится в составе росписей южной стены). На боковой стороне – изображения убиения царевича и перенесения мощей. Крышкой раки служила икона в серебряном чеканном окладе, где Димитрий был представлен в царском одеянии. В старинных описаниях сообщалось, что гробница угличской работы – с большой долей вероятности была изготовлена в мастерской Михаила Александровича Хорхорина. Могла считаться одним из лучших произведений местного ювелирного искусства.
В том же году над ракой соорудили резную деревянную сень (балдахин) с двумя колоннами, карнизом, подзором, кистями и живописными клеймами. Пространство около гробницы и храмовой иконы окружили железной решёткой с позолотой и медными навершиями. Но при установке нового иконостаса в 1865 году, при церковном старосте А.Н. Решетникове, сень и решётка были убраны. Рака осталась свободно стоять в углу иконостаса около правого клироса. Она находилась на возвышении, имела в основании четыре шаровидные ножки. Рядом на солее стояли большие медные посеребрённые подсвечники с вызолоченными деталями. В таком виде рака запечатлена на фотографии 1892 года, позволяющей воочию представить красоту пропорций и утончённость деталей. В 1900 году на средства известного благотворителя Н.Д. Евреинова был изготовлен стеклянный футляр для охранения святыни.
Церковь царевича Димитрия так и сохраняла бы священные реликвии и произведения искусства, собранные стараниями поколений угличан, но далее последовали революционные события. Рака, вероятно, была утрачена в начале 1920-х годов, во время известной большевистской кампании по изъятию церковных ценностей. Так, наряду с очень многими было уничтожено замечательное произведение искусства угличских мастеров. Плащаница, бывшая одной из главных святынь Углича, тоже исчезла из города. Её судьба неизвестна, но есть непроверенные сведения, что она (либо похожая) находится в одной из церквей города Майами во Флориде (США). Возможно, плащаница покинула Углич и страну примерно на рубеже 1920-1930-х годов, когда большевики осуществляли широкомасштабную распродажу культурных ценностей за рубеж.
Из числа святынь ныне сохраняется только ковчег, также именуемый иконой и доской-мощевиком. Предмет представляет собой квадратную доску кипарисового дерева. С лицевой стороны закреплены четыре совмещённые листа серебра. По контуру узкая профилированная рамка. На оборотной стороне выцветший потемневший бархат. Позолоченный канфарённый фон серебра покрывает выполненный в технике черни затейливый плетёный орнамент. В середине углубление с миниатюрной килевидной рамкой. Но в нём давно уже нет частицы мощей, которую в разные периоды закрывали «светолучное стекло» и финифтяная иконка.
Этот старинный ковчег держали в руках царь Михаил Феодорович и патриарх Филарет. Её чтили многие поколения угличан. Уникальный предмет, представленный в экспозиции церкви царевича Димитрия, – на своём историческом месте и ныне является одной из главных реликвий Углича, подлинным свидетельством нашей истории.

Евгений ЛИУКОНЕН

Подписи к фото
Ковчег, доска-мощевик царевича Димитрия. Современное фото
Плащаница царевича Димитрия в интерьере церкви. Фото С.М. Прокудина-Горского, 1910 г.
Серебряная рака у правого клироса церкви. Фото В.А. Бутуса, 1892 г.

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин