«Христос Воскрес!» – эти слова главного христианского праздника звучат из уст верующих людей на протяжении сорока дней (от Пасхи до Вознесения), заменяя «Здравствуйте» или «Добрый день», потому что христианская Пасха – праздник над праздниками и торжество над торжествами – центр нашей веры и её смысл.

пасхаНет на земле человека, не слышавшего о смерти и Воскресении Иисуса Христа. К сожалению, в то время как факты Его страданий и воскресения широко известны во всём мире, в духовную суть и внутренний смысл этих событий мало кто вникает. Попробуем это восполнить.

Сначала обозначим, что новозаветные события – последовательное и качественно изменённое продолжение ветхозаветной истории человечества, поэтому христианская Пасха – некая трансформация Пасхи иудейской. Ветхозаветное время было периодом приготовления еврейского народа к пришествию Мессии. По этой причине и предсказания иудейских пророков большей частью относились к пришествию в мир Спасителя и наступлению новозаветных времён. Ветхозаветный закон, по словам апостола Павла, был «детоводителем ко Христу» и «тенью будущих благ» (Гал. 3, 24; Евр. 10, 1).
Далее вспомним, что самым главным событием в истории еврейского народа было освобождение из египетского рабства при пророке Моисее за полторы тысячи лет до рождения Христа. Оно запечатлелось в еврейском празднике Пасхи, где с молитвой и символическими обрядами вкушается пасхальный ягнёнок и вспоминается умерщвление старших сыновей египтян и помилование еврейских (тех, на чьих домах были сделаны знаки креста кровью пасхального ягнёнка); чудо перехода через Красное море и гибель гнавшегося за евреями египетского войска; получение Моисеем на Синайской горе 10 Заповедей (установление древнего союза Бога с человеком) – после этого евреи стали считаться народом Божиим. Пасха с иудейского языка переводится как «переход» или «проходить мимо». В Новозаветном периоде это слово имеет смысл освобождения от рабства греха и переход в жизнь вечную.
Теперь в знаменательном совпадении смерти и воскресения Иисуса Христа с праздником Ветхозаветной Пасхи попробуем увидеть глубокую внутреннюю связь между ними, о чём обстоятельно пишет апостол Павел в своём послании к евреям.
Проведём параллель событий обеих Пасх.
Ветхозаветная Пасха Новозаветная Пасха
Заклание непорочного пасхального агнца и спасение еврейских первенцев его кровью (Исх. 12).
Чудесный переход евреев через Красное море и избавление от египетского рабства (Исх.14, 22).
Синайское законодательство на 50-й день по исходе из Египта и заключение Ветхого Завета (союза) с Богом (Исх. 19).
Вкушение чудесно посылаемой Богом с неба манны (подобие муки) (Исх. 16, 14).
40-летнее странствование по пустыне и различные испытания, которые укрепили еврейский народ в вере в Бога.
Водружение медного змея, глядя на которого, евреи спасались от укусов ядовитых змей (Чис. 21, 9).

Вступление евреев в обещанную их отцам землю (Нав. Ис. 4). Распятие на Кресте Агнца Божия, Чьей кровью спасаются новозаветные первенцы – христиане (1 Петр. 1, 19).
Крещение в воде Святым Духом и избавление от власти дьявола (1 Кор. 10, 1-2, а также в послании к римлянам, главы 6-я и 7-я).
Сошествие Святого Духа на апостолов в 50-й день после Пасхи и установление Нового Завета (Деяния апостолов, 2-я глава).
Вкушение на Литургии Тела и Крови Христовой как небесного Хлеба (Ин. 6).
Жизненные скорби, которые необходимо преодолевать христианину с упованием на помощь Божию.
Избавление от прельщений духовного змея (дьявола) силою Животворящего Креста (Ин. 3, 14).
Обещание нового неба и новой земли, где будет правда Божия (2 Петр. 3, 13).

Из этого сопоставления видно, что Ветхозаветная Пасха являлась прообразом Новозаветной и возвещала о больших духовных переменах, которые должны произойти в жизни человечества после Воскресения Христа. Это запечатлено в древних пророчествах: Спаситель будет не только человек, но и безсмертный Бог по Своему Божественному естеству (Пс. 2-й, 44-й, 109-й; Ис. 9, 6; Иер. 23, 5; Мих. 5, 2; Мал. 3, 1); Вечный Царь, владеющий вечным Царством (Быт. 49, 10; 2 Цар. 7, 13; Пс. 2 и 131, 11; Дан. 7, 13). Среди прямых предсказаний о Воскресении Христа самым ясным является пророчество Исаии, занимающее всю 53 главу его книги (он, живший более чем за 700 лет до появления Спасителя, описал Его страдания с такими подробностями, будто стоял у Креста), заканчивающееся следующими словами: «Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребён у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесёт жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукой Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; через познание Его, Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. Поэтому Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем». Заключительные слова пророчества прямо говорят, что Христос после Своих спасительных страданий и смерти оживёт и будет прославлен Богом-Отцом. О воскресении Иисуса предсказал и царь Давид в 15 Псалме, в котором от лица Христа говорит: «Всегда Я видел пред Собою Господа, ибо Он по правую руку от Меня, не поколеблюсь. Оттого возрадовалось сердце Моё и возвеселился язык Мой; даже и плоть Моя упокоится в надежде; ибо Ты не оставишь души Моей в аду и не дашь Святому Твоему увидеть тление. Ты укажешь Мне путь жизни; полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Пс. 15, 8-11 и Деян. 2, 25-28; 13, 35). При таком настрое жизненные испытания и скорби становятся поводом для приближения к Богу, подвигающие нас к Его блаженству. Тогда и страдания Христа понимаются не просто как нечеловеческие мучения, а как целый ряд образов, прекрасно раскрытых святым епископом Игнатием (Брянчаниновым): «Пришёл в человеческое естество Бог, чтобы, победив убийцу (дьявола) смертью, за вкушение (запретного плода) приняв желчь, за невоздержание рук – гвозди, за (обольстительное) древо – Крест, за землю – возношением на Крест, возвести Адама к жизни и славе. И распростерши святое Тело соответственно концам мира, от всех концов собрал Он человеческий род, соединил воедино человека и заключил в лоне великого Божества». С пришествием Его действие Бога в мире стало особенно явственным и ощутимым. От того, как верующий принимает Слово Божие в своё сердце, ум и душу, зависит изменение сознания от материального к духовному (Бога умом понять и вместить невозможно, только сердцем), заставляя человека уходить от ритуальной обрядовости в сторону сердечной молитвы (в ветхие времена акцент ставился на внешнем).
Вот почему апостолы утверждали, что «Пасха наша – Христос, закланный за нас!» (1 Кор. 5, 7) и добавляли: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера наша», потому что не искуплены тогда и грехи человеческие (1Кор.15,14-17). Если они не искуплены, то нет и спасения людям – значит, Рай (пребывание с Богом) никогда недостижим... Но Христианство учит обратному: «Так возлюбил Бог мир (людей), что отдал Сына Своего Единородного (на заклание), дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был через Него» (Ин. 3, 16-17). Сын становится Ходатай, умилостивитель перед Своим Отцом «за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2, 1-2), и «всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён, и всякий, любящий Родившего, любит и Рождённого от Него… Ибо всякий, рождённый от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша… Мы знаем, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познàем Бога истинного и будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Ин. 5).
Потому праздник христианской Пасхи так радостно встречается верующими, что в эти дни больше, чем в другое время года, ощущается возрождающая сила Воскресения Христова, победившая смерть, власть тьмы, власть греха, освободившая души из ада и открывшая дверь в Рай, вливая жизнь и свет в открытые Богу сердца! Вся окружающая природа радуется победе жизни над смертью! Потому и ответ на радостное приветствие: «Христос Воскрес!» звучит ещё радостней и громче: «ВОИСТИНУ ВОСКРЕС!»

Протоиерей Георгий ЖИВАЕВ

Фото Анастасии ЩЕНИКОВОЙ

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Ноябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин