10 декабря 2021 года – 200 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова, имя которого давно стало одним из брендов ярославской земли. Его стихи искренние и энергетически мощные, но деланная «красная биография» поэта долгие годы мешала это увидеть и прочувствовать, и отпугивала от Некрасова него истинных любителей поэзии. Юбилей – прекрасный повод по-новому взглянуть на творческое наследие поэта, развенчать мифы, в том числе идеологические, и рассказать, какой яркой, уникальной личностью был Некрасов, как он самозабвенно любил жизнь.

некрасов 1Пожалуй, ни один из классиков русской литературы ни до, ни после смерти не вызывал столько противоречивых мнений и оценок, как Николай Алексеевич Некрасов: от безоговорочного восхищения до категоричного неприятия. Некрасов прошёл испытание бедностью и искушение богатством, и история его успеха достойны не меньшего восхищения, чем его поэтический дар. Начав свою литературную карьеру в петербургских трущобах, через несколько лет упорного труда, он становится известным литератором и состоятельным человеком. 35-летний поэт Некрасов встаёт во главе литературной столицы, он – влиятельная персона в Петербурге, член аристократического Английского клуба, редактор лучшего в России демократического журнала «Современник», любимец радикально настроенной молодёжи, друг высоких сановных особ. Он азартный охотник, удачливый игрок, и он всегда в окружении богемных друзей и красивых женщин. Как состоятельный человек, Некрасов может позволить себе многое, например, купить за огромные деньги одну из самых дорогих усадеб в Ярославской губернии – родовую усадьбу князей Голицыных в Карабихе, и не просто князей, а бывшего губернатора Голицына.

Поэтическое наследие Н.А. Некрасова – это классика, но и деятельность его как издателя – тоже история золотого века русской литературы. В течение тридцати лет Некрасов стоял во главе русской журналистики, будучи редактором лучших журналов XIX века, которые последовательно, в художественной и публицистической форме, продвигали в общественном сознании идеи свободы личности, равенства и социальной справедливости. Журнал «Современник» под редакторством Некрасова выходил в 1847-1866 годах, а журнал «Отечественные записки» – в 1868-1877 годах. За эти годы Некрасов выпустил в свет 360 томов этих изданий, а их читательская аудитория составила около 18 млн. человек. Некрасовские журналы оказали мощное влияние на несколько поколений русской интеллигенции и не утратили своего литературно-общественного значения и сегодня. Зоркий глаз охотника помогал Некрасову и в журнально-литературной деятельности. Его гениальная способность находить лучшие произведения и лучших авторов изумляла современников. Как редактор и издатель Некрасов вывел «в люди» чуть ли не всю русскую литературу второй половины Х1Х века. Это Некрасов открыл миру, впервые напечатав в журнале «Современник», Льва Толстого, Фёдора Достоевского, вызвал из забвения Фёдора Тютчева. Добролюбов, Чернышевский и Фет тоже вошли в русскую литературу при активном участии Некрасова – редактора и издателя.

некрасов 2ЗНАМЕНИЕ ВРЕМЕНИ, ИЛИ РАЗВЕНЧАНИЕ МИФОВ
Поэт Некрасов всегда был знамением времени. Сначала его почитали радикалы, рассуждающие о страданиях народа. Чуть позже поэзию Некрасова подняли на щит демократы и революционеры, которые стремились реально изменить жизнь народа. А после Октябрьской революции 1917 года Николай Алексеевич Некрасов прочно занимает пьедестал классика русской литературы со всеми вытекающими отсюда последствиями. Творчество Некрасова было включено в школьную программу, и самый нерадивый ученик мог вспомнить пару некрасовских строк. А образ русской женщины, которая и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдёт, благодаря Некрасову понимали даже иностранцы.
Делая акцент на революционно-обличительном характере поэзии Некрасова и придавая большое идеологическое значение его творческому наследию в целом, советские литературоведы лишали образ поэта личностных качеств, создавав из него икону народного заступника. Конечно, Некрасов и сам в своей поэзии был склонен к идеализации и, кроме того, имел необыкновенную потребность творить кумиров. Главным его кумиром был народ. И всё-таки Некрасов был барином по происхождению, но его демократические убеждения вполне уживались с его барскими привычками: он любил изысканную еду, дорогие вина, шампанское, женщин, но больше всего он любил охоту, и тратил на неё огромные деньги. Вероятно, потому что личная и общественная жизнь «певца народного горя» не соответствовала ни пуританским представлениям демократов, ни коммунистической морали большевиков, биография его ограничивалась шаблонами или вовсе даже искажалась. Вот биография поэта из советских учебников: отец – грубый помещик, крепостник, картёжник и охотник, не поддержал литературный талант сына. Мать – чуткая и ранимая, образованная, страдала от нравов, царящих в барской усадьбе. Но то была всего лишь мифологизация, обусловленная идеологическими задачами. В советской биографии поэта упор делался на то, что отец отказал сыну в материальной поддержке, потому что тот против его воли решил поступать в университет, и молодой Некрасов в первый год жизни в Петербурге очень сильно голодал. Лишь последнее правда: будущий поэт действительно замерзал и голодал в столице в первое время, когда приехал её покорять. Но цель стать известным поэтом, самым известным поэтом современности и стать очень богатым (причём, разбогатеть Некрасов мечтал именно за счёт стихов) была настолько сильной, что сама выводила его из подвалов и чердаков на успех через нужных людей. Вероятно, от природы Некрасов обладал невероятной жизненной силой, а характер охотника-победителя воспитал в нём отец. Именно отец научил будущего поэта держаться в седле, чувствовать след зверя и попадать из ружья в монету на лету. Почему же в официальных биографиях и, главное, в стихах самого поэта отец его предстает в образе жестокого барина, помещика-крепостника, необузданного в страстях и привычках, и даже самодура?! В автобиографии, написанной поэтом незадолго до смерти, в 1877 году, он и сам признавал, что был неправ, создавая образ отца как грубого, невежественного и даже жестокого помещика. Зачем это делал? Некрасов так объяснял свое мифотворчество: сам он – либеральный поэт, а отец – помещик-крепостник.

(врез)
Из автобиографических заметок Н.А. Некрасова
Здесь я должен сказать несколько слов, как бы они ни были поняты: это дело моей совести. Я должен, по народному выражению, снять с души моей грех. В произведениях моей ранней молодости встречаются стихи, в которых я желчно и резко отзывался о моём отце. Это было несправедливо. Вытекало из юношеского сознания, что отец мой крепостник, а я либеральный поэт… Разница, повторяю, была между нами во времени, он пользовался своим правом, которое признавал священным.

Род дворян Некрасовых в екатерининские времена был богат и знатен, но к концу XVIII века разорился и захудал. Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря (28 ноября по ст. ст.) 1821 года в селе Синьки Балтского уезда Подольской губернии в семье штабс-капитана Алексея Сергеевича Некрасова и его жены Елены Андреевны. Он был третьим ребёнком в семье. На постоянное место жительства в Ярославскую губернию в село Грешнево Некрасовы переезжают летом 1826 года, когда отец уже был «уволен от службы» в чине майора. В семье к этому времени было пятеро детей: старшему, Андрею, шесть лет, Лизе – пять лет, Коле – четыре, Константину – три, Анне – два года. Самый младший ребёнок, сын Фёдор, родился в 1827 году, уже на ярославской земле. На самом деле отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был неплохим семьянином, по крупицам собирал материальное благополучие семьи. А если он иногда и был скуп, то к этому его толкали исключительно обстоятельства, наследство он получил совсем незавидное: сельцо Грешнево и крепостных – 63 души. Но отец старался извлечь выгоду даже из небольшого имения, а для дополнительного заработка некоторое время держал «почтовую гоньбу» – две ямские станции: в селе Тимохино, это недалеко от Грешнева по Ярославско-Костромскому тракту, и в селе Шопша на почтовом тракте из Ярославля в Москву. В Тимохино ямская станция имела 20 лошадей, в Шопше – 21. Одним словом, доходы отставной майор Некрасов имел скромные, а семью – большую. Детей он любил, заботился о них, хотел их видеть успешными и счастливыми. Он был убеждён, что в мальчиках необходимо воспитать сильный характер, целеустремлённость и волю. И отцу это удалось. Когда его 16-летний сын Николай в июле 1838 года едет в Петербург, отец ему даёт с собой не только рекомендательные письма к знакомым, но и деньги. Денег дал столько, сколько смог. Понятно, что недоросль Некрасов достаточно быстро промотал их. Юноша из провинции был очарован красотой Петербурга, его большими домами, дворцами, витринами. Огнями. Ему казалось, что в этих красивых домах живёт только счастье… Но вскоре он познал совсем другую сторону жизни столицы.
А что касается университета, Некрасов дважды поступал туда, но – увы. Отец был бы, конечно, горд, если б его сын стал студентом Петербургского университета. Когда сын сказал о своем желании поступить в университет, отец, трезво смотревший на вещи, сразу усомнился: «О каком таком усердии и усидчивости можно говорить, вспоминая твои школьные успехи за бильярдом в «спопутном цареградском трактире»? Дело в том, что Некрасов плохо учился в гимназии и всё время проводил либо в библиотеке. Где читал стихи, либо в гостинице «Царьград», которая находилась через дорогу от гимназии, – это здание с красивым резным балконом на углу улиц Нахимсона и Андропова. После того как Николай Некрасов был оставлен в третий раз в пятом классе, отец забрал документы из гимназии.

СТОЛИЧНАЯ ШТУЧКА
В первые годы жизни в Петербурге Некрасову приходилось думать не просто о заработке, а о том, чтобы не умереть с голоду и не замёрзнуть. Случалось, и ночевать было негде, и есть нечего. Однажды юный поэт реально чуть не замёрз на улице, потому что хозяин дома, у которого юноша снимал угол, а не пустил его. А не пустил, потому что Некрасов сильно много ему задолжал. Спас нищий, который чуть ли не силой привёл продрогшего молодого человека на чердак, где ютились петербургские бездомные. Некрасову хватило одной ночи, чтобы вспомнить, кто он, зачем он прибыл в Петербург… И он начал борьбу за себя, за своё место под литературным солнцем с новой силой. Вот здесь-то и сказалось мужское воспитание сильного характера, выносливость охотника и отсутствие страха перед опасностью и холодом. Позднее, когда Некрасова заметит критик-демократ Виссарион Белинский, что окажется решающим не только для самого поэта, для русской журналистики, но и для всей русской литературы, Белинский признается, что больше всего его в Некрасове привлекли не перенесённые бедствия, а его способность эти бедствия преодолевать.
В декабре 1839 года Некрасов поступает по сути на свою первую постоянную службу в только что открывшийся журнал «Пантеон русского и всех европейских театров», редактором которого был известный в то время автор пьес и водевилей Фёдор Кони. Некрасов начинает работать сначала корректором, а потом рецензентом, пишет очень много рецензий, фельетонов, пародий. Конечно, это не то, о чем мечтал юноша Некрасов, но и работа на вспомогательных должностях в журнале – это шаг к большой литературной славе.
В январе 1840 года у Некрасова выходит сборник стихов «Мечты и звуки», правда, подписанный Н.Н. Поэт и сам понимал, что стихи слабые, сборник никакой… Но вышел же!
К 1841 году, когда Некрасов становится заметен в мире «низовой журналистики» как фельетонист, водевилист и театральный критик, он получает из родных мест приглашение на свадьбу к любимой сестре Лизе. В июле 1841 года Некрасов едет в Ярославль не как нищенствующий провинциал в столице, а как победитель: ему уже есть чем похвастаться! 27 июля Некрасов присутствует на венчании сестры в Ярославле. Но через два дня, 29 июля, неожиданно, умирает мать, и Николая Алексеевича нет среди тех, кто провожает её в последний путь. Светлый образ матери, которая «сберегла его душу от цинизма и разврата», создан был поэтом много лет спустя после её смерти, уже помудревшим и многое осознавшим сыном.

некрасов 1ОХОТНИК
Охота для Некрасова была не просто увлечением, а настоящей страстью. По мере того как росло состояние Некрасова, менялся его образ жизни: у него появлялись многочисленные слуги – повара, лакеи, егеря. У парадной его дома по Литейной улице по вечерам всё чаще останавливались блестящие экипажи знатных особ – ужинами у Некрасова восхищались даже признанные гурманы. Неизменным оставалось лишь одно: страсть Некрасова к охоте.
В квартире на Литейной находилась и редакция журнала «Современник». В прихожей гостей встречали егерь в охотничьей одежде с зелёными обшивками и громадная медведица с двумя медвежатами. Медведица стояла на задних лапах, опираясь на дубину, и Некрасов с гордостью указывал на неё как на трофей одного из своих самых рискованных охотничьих подвигов. В комнатах в огромных шкафах красовались штуцера и винтовки: Некрасов любил хорошие ружья и знал в них толк. У него был целый арсенал ружей – английских, бельгийских, французских. На шкафах – чучела птиц и зверей. И, конечно, гостей встречали роскошные охотничьи собаки – пойнтеры, которые в петербургской квартире Некрасова чувствовали себя свободно и уверенно, потому что хозяин в них души не чаял. Выбегали они навстречу посетителям журнала «Современник», по-хозяйски встречая в прихожей и робкого провинциала, мечтающего, как некогда и сам Некрасов, напечататься в столичном журнале, и литературную знаменитость. Не всем это нравилось – собаки были страшно избалованы – но все гости терпели. Оскар, Раппо, Фингал, Нелька, Кадо – почти каждая из собак была воспета поэтом, всех их Некрасов страстно любил. Он сам наблюдал за их воспитанием, а любимцев даже кормил со своей тарелки и давал им куски с вилки. У каждой из собак был свой характер, свой нрав и, видимо, своё отношение к литературе, потому что каждого из приходивших писателей собаки встречали по-разному. Например, любимец Некрасова Кадо, обладавший весёлым и лёгким нравом, не любил цензоров и Салтыкова-Щедрина. Когда Щедрин приходил к Некрасову, во избежание недоразумений Кадо запирали в другой комнате. Однажды Некрасов созвал внеурочное совещание редакции, на которое пришёл и Щедрин. А Кадо то ли в спешке, то ли по какой другой причине забыли закрыть в другой комнате. Пользуясь счастливым случаем, Кадо пробрался в прихожую, нашёл среди прочих шинелей именно шинель сатирика – умнейшая была собака! – и отгрыз у неё полполы! В итоге Некрасову пришлось покупать Щедрину новую шинель, а Кадо даже выговора не получил.
Обожал Некрасов и своего пойнтера Оскара, а лакей Василий, который выгуливал собак (или, как тогда говорили, «вываживал»), называл Оскара капиталистом, поскольку был уверен, что хозяин непременно положит на имя собаки деньги в банк: Некрасов это утверждал каждый вечер. Однажды, когда Оскар был молодым, и Некрасов с ним охотился в Грешневе, он пропал. Искали, сутки, двое, трое – нет. Егерь Кузьма Солнышков, он жил у Некрасова в Грешневе, состоял на жалованье охотника, с ног сбился, разыскивая Оскара. И вдруг на третью ночь кто-то царапается в дверь. Открыли тут же, а там Оскар стоит и держит в зубах кошелёк. А в кошельке 600 рублей! Где Оскар взял этот кошелёк, никто так и не узнал. Будто бы Николай Алексеевич подавал объявления и все ждал, что владелец кошелька объявится. Деньги лежали нетронутыми 10 лет. Когда Оскар вместе с Некрасовым переехал в квартиру на Литейной, он был уже довольно стар и потому проводил большую часть времени на турецком диване хозяина.
Последней собакой Некрасова тоже был пойнтер, звали Кирюшкой. Некрасов с ней уже не охотился. Но зато Кирюшка вместе с поэтом всегда спускалась в типографию, которая находилась во дворе дома. Некрасов шёл проверять, как печатается журнал, и вместе с ним всегда шёл рядом пойнтер Кирюшка. Когда Некрасова уже не стало, Кирюшка пришла в типографию и жила там рядом с печатным станком, который продолжал печатать стихи Некрасова.
С ружьём за плечами в сопровождении верных собак исходил Некрасов леса ярославские, костромские, владимирские, новгородские, петербургские. Его пристрастие к хождению по болоту с ружьём было безграничным. Порой он выходил на охоту с восходом солнца и возвращался только к полуночи. Многие современники отмечали, что Некрасов в городе и на охоте – это два разных человека. В столичной суете – тщеславен, капризен, мрачен. В деревне, в лесу – прост, искренен, жизнерадостен. На охоте Некрасов черпал вдохновение, находил героев, тщательно выспрашивал крестьян об их жизни, словно впитывая дух народной поэзии. Факт общеизвестный: во время охоты Некрасов не выпускал из рук блокнотик и карандаш. Некрасов щедро одарял деньгами сопровождавших его на охоте крестьян. Некрасов не подражал народным песням, он действительно имел душу народного певца.
У Некрасова были любимые охотничьи места в Костромской, Ярославской, Владимирской, Петербургской и Новгородской губернии. И каждое место охоты Некрасова – как место силы поэта. Это окрестности Грешнева в Ярославской губернии и Ораниенбаума под Петербургом, Костромская низина с непроходимыми лесами и болотами, где прячется деревня Шода, окрестности Карабихи, и новгородские леса. В 1871 году, чтобы выезжать на охоту, как только появлялась возможность оторваться от дел на день или два, Некрасов покупает имение поближе к Петербургу – Чудовская Лука в Новгородской губернии, потому что только на охоте Некрасов мог по-настоящему отдохнуть, и никакие моря, никакая заграница не могли заменить Некрасову охоту, которая была для него источником жизненной силы и поэтического вдохновения.
И всё-таки Грешневские окрестности навсегда остались самым любимым местом охоты поэта. Он стремится вырваться из Петербурга в отцовское имение при любой возможности, и даже когда в декабре 1861 года Некрасов приобретает усадьбу Карабиха в 15 вёрстах от Ярославля, охотиться он продолжал в окрестностях Грешнева, так что его строки, написанные уже в 70-х годах, абсолютно искренни:

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе. За перелётной птицей
Гонюсь с ружьём, а вольный ветер нив
Сметает сор, навеянный столицей
С души моей. Я духом бодр и жив,
Я телом здрав, я мыслю, я мечтаю…

Охотиться на дичь Некрасов любил. А вот уже в зрелом возрасте Некрасов пристрастился к медвежьей охоте: «Весело бить вас, медведи почтенные…». Когда Некрасов собирался на медведя, были большие сборы — везлись дорогие вина, закуски и просто провизия; с собой даже брали повара. Однажды в марте 1865 года Некрасову удалось добыть за день сразу трёх медведей. Он ценил мужиков-медвежатников, посвящал им стихи.
Продолжение следует

Ирина ВАГАНОВА

ОБ АВТОРЕ
Ирина Ваганова – кандидат филологических наук, член Союза журналистов России. Закончила аспирантуру ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), Санкт-Петербург, там же защитила диссертацию, посвящённую книгоиздательству Константина Фёдоровича Некрасова, племянника поэта. Член Международного научно-исследовательского центра имени Павла Муратова, основанного в 2012 году в Риме. Журналистская деятельность связана с областной ежедневной газетой «Золотое кольцо», где работала с первого дня её создания, с октября 1990 года. С 2009 по 2018 г. – главный редактор ярославской газеты «Городские новости». С 2012 г. преподаёт в ЯрГУ им. П.Г. Демидова. С 2019 года – главный редактор журнала «Элитный квартал». С 2020 года живёт в Санкт-Петербурге, доцент кафедры журналистики СПбГУП. Автор более 30 книг по краеведению, русскому зарубежью, истории литературы, в том числе «Неоконченный роман в письмах» – о К.Ф.Некрасове и его издательстве, 2018 г.; «С ружьём и лирой. Некрасов», 2020 г., «Железный король России» – о Н.П. Пастухове, 2021 г.

О КНИГЕ «С ружьём и лирой. Некрасов»
Автор – Ирина Ваганова.
Книга вышла в Ярославле, в издательстве «Академия 76», летом 2020 года.
Охота была самой большой страстью поэта Некрасова. Он мог обуздать любую лошадь и в одиночку пойти на медведя, знал толк в хороших ружьях и породистых лошадях, его самым близким другом была охотничья собака. На охоте он находил героев и сюжеты для своих стихов, а зоркий глаз охотника помогал ему и в литературно-журнальной деятельности. Охота воспитала в нём сильный характер и железную волю. Книга рассказывает о тех местах, где охотился Некрасов, о его привычках и образе жизни. Также в книге развенчивается многие мифы о поэте, созданные в советские годы, когда Некрасова представляли исключительно певцом народного горя. Некрасов был азартным и удачливым игроком, Он любил изысканные застолья и дорогие вина, шампанское и женщин. Он любил красивую жизнь, ценил её и умел создавать. Некрасов был ярким человеком и неординарной личностью, а история успеха его жизни достойна не меньшего восхищения, чем его поэтический дар.
Первая презентация книги состоялась в июле 2020 года в Вятском (Ярославская область). Одна из последних – 25 ноября 2021 года в Санкт-Петербурге, в библиотеке им. Н.А. Некрасова.

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Календарь статей

Август 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин