На последнем «Фотопараде», прошедшем совсем недавно в Угличе, было столько мэтров фотографии, что успеть на все мастер-классы было просто нереально. Так же и с выставками: они открывались одна за другой по многу раз на дню. Но мимо одной из них, открывшейся в первый день в кремле, практически никто из интересовавшихся международным фотографическим событием не прошёл. Эта выставка «Как я болела» фотографа из Калуги Алёны Кочетковой. Это связано и с названием, и с анонсом, что одна из фотографий на этой выставке принесла Алёне победу на одном из самых престижных мировых фотографических конкурсов – «World Press Photo». Серия её работ – это автопортреты в самый тяжёлый момент в жизни, когда Алёна боролась с пугающей нас всех страшной болезнью – раком. Они пронзают, они вызывают сильное сопереживание, они поражают силой духа девушки-фотографа.

DSC 5267 1А потом, когда знакомишься с самой Алёной, улыбающейся замечательной улыбкой, сразу располагающей к себе, с искрами любопытства в глазах к людям, к миру, к красоте вокруг, говоришь себе: «Вот она здесь, она может дарить миру свой талант фотографа, свою радость и печаль, свою жажду творчества и жизни… Слава Богу, что всё обошлось!» Мы беседовали с Алёной о многом: об её увлечении фотографией, о её достижениях в фотоискусстве, о её болезни, о том, как творчество помогало не сдаваться, о её большой победе… 

– Алёна, начнём издалека – когда вы начали заниматься фотографией?
– Это случилось 2006 году, когда пришла в фотостудию «Улыбка». Было любопытно этим заняться, хотя я мало знала о фотографии. Любительские фото не удовлетворяли. Стала заниматься, пока не было фотоаппарата, постигала азы, потом вручили «Зенит». Мой руководитель дал задание снять портреты. Я пошла и набралась смелости – стала спрашивать у людей, можно ли их сфотографировать. Вступала сразу в такой прямой контакт. Это было интересно, все сразу начинали позировать. Неестественность какая-то появлялась. С тех пор я не спрашиваю.
– У вас был учитель?
– Виталий Михайлович Гришаков. Руководитель студии, которой в прошлом году 30 лет исполнилось. Он сильный преподаватель и важный для меня человек. Из студии я так и не ушла. В этом году он умер. Он хороший педагог, к каждому находил подход. Искорка есть у него, умел зажигать. Не учил по рецепту, в общении с ним приходило понимание фотографии. Правда, не сразу. Не всегда было понятно сначала, почему он бракует такие, казалось бы, хорошие кадры. Композиция – дело наживное. Важно некое состояние, оно определяло содержание. Это может быть сюжет, ещё что-то, и тогда фотография удаётся. Картинка может быть красивой, но без души. Это понимание – не по учебнику, важно было общение. Когда я начала снимать, ездить на фестивали, это мне понравилось. Самый первый был фестиваль «Дельфийские игры России». В первый раз я была в 2008 году в Новосибирске, до этого никуда одна не ездила. Потом я участвовала ещё три раза. А в 2012 году получила золотую медаль. Там так устроено: с собой привозишь коллекцию и ещё там, на месте, снимаешь блиц. Дают шесть часов, тему – и снимаешь.
– Какая была тема?
– Это называлось «На дне» – снимала в Москве там, где людей кормили бесплатно. Я распечатала справочник бездомного. Тогда вообще снимала много социального и в Калуге. Всё началось с того, что когда лежала в больнице и начала какие-то портреты делать, людей снимать. Получились многоплановые снимки. Качество было плохое, но мы выбрали несколько фотографий. Снимала в центре реабилитационном для наркоманов, в доме престарелых. В Москве решила тоже подобное снять, там были разные типажи. Людей, которые опустились, тех, у кого проблемы с законом. Каждый со своей историей. Про каждого историю не делала. В тот момент я не думала, что стану фотографом – мне нравилось, я занималась. Когда-то больше снимала, когда-то меньше. После победы в «Дельфийских играх России» в номинации «Фотография» мне дали президентскую стипендию, и я купила себе полноматричный фотоаппарат.
– После этого вы решили сделать фотографию профессией?
– После окончания института работала экономистом. Но там работа скучная: с бумажками, нетворческая, договоры с поставщиками. У меня был контракт срочный, он уже к концу подходил. Муж сказал: занимайся, чем нравится, – фотографией. Я уволилась, не стала продлевать контракт. Потом Виталий Михайлович предложил работать в студии. Он приболел и отправил меня с учениками своими на фестиваль во Владимире. Я съездила, он говорит: «Давай ты будешь преподавать». Решила попробовать, вот пятый год занимаюсь фотографией с детьми. Сейчас уже они занимают на «Дельфийских играх» первые места.
– Здесь, в выставочном зале кремля, мы видим пронзительную серию ваших фотографий, мощных по воздействию. Тут уже рука мастера. Одна из них вошла в число призёров международного конкурса фотожурналистов World Press Photo в категории «Портреты». В том, момент, когда вы снимали это, вы болели раком...
– Работая над этой темой, я старалась создать целостную историю, которая рассказывает не только о разных аспектах и нюансах жизни во время лечения рака, но и имеет определённый драматизм и вектор: не зря серия начинается и заканчивается снимками у окна, но разными по смыслу и восприятию.
Фотография – естественная часть моей жизни, я через неё так или иначе отражаю всё, что происходит со мной и вокруг меня. В этот раз тема в прямом смысле нашла меня сама. Во время лечения, когда самочувствие далеко от идеального и даже выйти из дома не всегда легко, творчество стало для меня опорой и даже необходимостью.
Общаясь с другими онкобольными, я поняла, что кроме медицинских проблем есть целый ряд проблем в восприятии их обществом. До сих пор встречаются люди, которые относятся к человеку, больному раком, как к прокажённому. К сожалению, в этой области очень много мифов и псевдонаучной информации.
В случае моей работы трудности и боль – это средство пробудить в людях понимание и сочувствие. Я получала и откровенно отрицательные отзывы: некоторые видят в этой истории только негатив и советуют не показывать её никому, потому что боятся испортить свою идеальную картину жизни.
Через свой проект я говорю о том, что испытывают многие люди, столкнувшиеся с подобным заболеванием. Эта история не о том, как мне плохо, это скорее призыв услышать, понять, поддержать не только меня, а любого, кто рядом и нуждается в помощи.
– Когда вы заболели, в вашем мировосприятии многое изменилось?
– Я думала: вот ты живёшь-живёшь, уверен в себе, планируешь что-то, и ты не думаешь о смерти. Но ты можешь умереть в любой момент. Попасть под машину или что-то ещё… Могут быть разные ситуации. И в тот момент я поняла: мы привыкли, откладывать на потом, с этим поругался – ну и ладно. Лучше стараться решать всё сразу, попросить прощения, чтобы если вдруг, то…
– Что вам помогало? Вера?
– Да. Но всё равно страшно. Говорят, что даже святые боялись смерти. Но, с другой стороны, интересно, что там будет. Просто ещё пожить хочется. Мне тут очень нравится. Я обожаю жизнь.
Помню, у кого-то из святых отцов было такое сравнение с гелиоцентрической системой. В центре её Бог, а на удалении верующие люди. И в той степени, с какой ты к Богу стремился в жизни, в той ты будешь и там. Если человек не стремился, то он будет в небытие. В страшном одиночестве.
Мне кажется, такие болезни меняют сильно жизнь. Это как испытание, его можно пройти по-разному: можно озлобиться. Я тоже не пример, потому что я злилась порой на своих родных. И уставала, и раздражалась. Просто я стала эти моменты замечать и пытаться устранять. Они старались не отвечать на мои выпады, потому что понимали, что это, возможно, и не я говорю.
– Вообще, вы оптимист?
– Да. Но я – человек сомневающийся, выбор каких-то моментов оказывается очень тяжёлым – ты начинаешь думать о том, что могло бы быть, вместо того чтобы думать о том, что ты сейчас делаешь. И состояние это не очень хорошее. Люблю в себе посомневаться. Но бывали и спокойствие, и уверенность, что всё будет хорошо. Состояние, когда меня после лечения отпустили домой, меня накрыло капитально. Я могла прийти домой и просто реветь. Был нервный срыв. Арт-терапия – вещь, которая работает, в этом я убедилась.
Фотография для меня – это то, что может поймать неуловимое. И хотелось без наворотов, спецэффектов делать фото. Это самые интересные работы. Тема жизни-смерти. В этих работах ещё совпало так, что я и фотограф, и герой… Это самый близкий контакт. Ты можешь быть близким к человеку, герою твоего произведения, но это всё равно будут твои переживания об этом человеке. А тут я снимала себя. Через призму бытовую показать вещи не бытовые – это самое интересное и самое сложное.
– До «World Press Photo» эту серию высоко оценивали на других конкурсах?
– Да она уже победила несколько раз. Сначала я её отправила конкурс фотожурналистики имени Андрея Стенина. Потом оказалось, что я прошла в финалисты, а позже выяснилось, что мне присудили гран-при. Это придало мне сил. Тут острая проблематика – про борьбу человека с собой, страхами, болезнями. Возможно, это поможет другим. Приходят отклики от тех, кто болел, что были похожие состояния. А тем людям, которые не болели, не сталкивались с этим, это может помочь внимательнее относится к ближнему. Может быть, им будет больше внимания и поддержки. Я надеюсь, что это может помочь. Например, на угличской выставке подошли две женщины. Одна говорит: «Я ваше творчество знаю». Вторая женщина сказала: «Это и про меня тоже».
– Церемония награждения победителей конкурса «World Press Photo» проходит в Амстердаме. Какие впечатления от этого?
– Туда приезжают фотографы со всего мира, интересно с ними пообщаться. Каждый своё что-то снимает. Они все очень открытые, и приезжают туда как раз, чтобы общаться с разными людьми. Сначала там награждение один день. Среди всех выбранных жюри работ выбирается фото года и серия года. И они получают денежную премию, остальные нет. Проходит фестиваль, где помимо свободного общения проходят лекции.
На фотофестивале в Угличе, и здесь тоже, самое важное – это общение. Всегда полезно для фотографов пообщаться с другими фотографами-мастерами. «Фотопарад» – это престижный, известный фестиваль. Давно хотела приехать к вам. Сейчас я вижу, что Углич – это очень интересный исторический город… Правда, за один день меня просто засыпали информацией. У меня культурный шок. Но я с ним справлюсь.
Беседу вёл Алексей СУСЛОВ

Врез:
Алёна КОЧЕТКОВА:
– До этого я получила несколько наград других конкурсов за эту серию фотографий: гран-при конкурса фотожурналистики имени Андрея Стенина, гран-при «Питер Фото Феста», «Young Man in 21st Century» в Литве, стала лауреатом конкурса «Молодые фотографы России». Эти победы утвердили меня в мысли, что история может иметь успех и на «World Press Photo».

Добавить комментарий

Содержание сообщений не должно противоречить законодательству Российской Федерации, этике сетевого общения в сети интернет.
1. Объем публикуемого сообщения (основной текст сообщения): не свыше 1000 символов, включая пробелы.
2. Не публикуются объявления, не относящиеся к тематике сайта.
3. Не допускается публикация объявлений, содержащих слова или выражения ненормативной лексики (нецензурных) на любом языке. Не допускается также употребление слов или выражений, содержащих спецсимволы ($,#,%,& и другие) в непрямом значении символа.
4. Не допускается размещать: - объявления, содержание которых нарушает общепринятые морально-этические нормы; рекламные объявления; - объявления от имени компаний, агентств и иных посредников; - размещать объявления о незаконной деятельности или лицензируемых видах деятельности (покупка-продажа оружия, взрывчатых веществ, наркотиков и пр.).

Администрация сайта вправе снять с размещения любое сообщение без указания причин. Администрация сервера не несет ответственности за содержание информации, содержащейся в сообщениях, не рассматривает претензии, связанные с опубликованными сообщениями.


Защитный код
Обновить

Последние публикации

Фантазии ее души
октября 03, 2019
Свой гид на китайском!
октября 02, 2019
Ура спортсменам!
октября 02, 2019
Грантовелополучатель
октября 02, 2019
Три новых объекта
октября 02, 2019

Объявления

Реклама

Создание WEB сайта +7 (920) 657-44-16

Мы в соцсетях


 
 
 

Создание сайта | Михаил Заболтин